Психотерапия - что это?

Прежде всего я бы сказал, что действие терапевта – это очень хороший пример определенного момента диалогического существования. Я думаю, ни один человек не может дать большего. Делая жизнь возможной для другого, пусть даже на мгновенье.

Мартин Бубер (Мартин Бубер - Карл Роджер: диалог.)
Ни для кого не секрет, что психотерапия - это процесс встречи со специалистом для решения или изменения проблемных поведения, убеждений, чувств, проблем отношений или соматических реакций.

Нередко можно встретить не только понятие психотерапия, но и психологическое консультирование. Во многом, это синонимы, описывающие один и тот же процесс. Есть ли между ними разница и в чем она, мы расскажем на наших страницах. А пока о самом процессе.

Не все знают. Психотерапия занимается не только специфическими симптомами и «расстройствами». Психотерапия может помочь уменьшить страдания, получить новые навыки, вырастить чувства собственного достоинства, просто пройти через сложную жизненную ситуацию и многое другое.

Один из наиболее важных аспектов является то, что человек начинает видеть и осознавать многое из того, что раньше не замечал. Это помогает многим людям «найти себя» - добраться до сути того, кем они являются и чего хотят на самом деле. Кому-то психотерапия помогает самореализоваться, найти цели и смыслы жизни. Кому-то - освободиться от разрушительных привычек и поведения, улучшить отношения с окружающими, обрести способность создавать и развивать близкие отношения.

Главное, в процессе психотерапии человек учится или нарабатывает навык совершенного иного общения с собой.

Сегодня часто можно встретить "психологические" советы. Интернет пестрит информацией о том, как "полюбить себя", "принять себя", "услышать себя" и тому подобное. Все это звучит очень заманчиво, заставляет вникать в то, как же это сделать. Конечно, кто же не мечтает "принимать, любить и слышать" себя. Однако, проблема этих мотивирующих призывов всегда одна - их не удается реализовать. Потерпев неудачу в одном плане развития любви, принятия и внимания к себе, люди ищут все новых и новых. Но правда в том, что все мы разные. Наши жизненные пути, опыт, наше восприятие и реакции совершенно различны. И именно психотерапия предлагает возможность найти совой собственный уникальный путь изменения или улучшения своей жизни.

Психотерапевтическая беседа, в какой бы традиции не работал специалист, специфический вид общения. Это общение, пронизанное высочайшим, наверное, наивысшим из возможных вниманию к человеку, его переживаниям и беспокойствам. Это общение, в центре которого человек и то, что с ним происходит сейчас. Общение, в котором главнейшей целью специалиста является максимально глубокое понимание пришедшего человека.

Постепенно именно такое общение становится привычным для человека, становится основной его общения с самим собой. Именно иное понимание себя и иной способ общение с собой и ведет к том, что человек слышит себя, а затем к любви к себе и принятию себя. Здесь у каждого свой уникальный путь, а психотерапия может помочь найти его.
В 1985 г. главный редактор Фонда Милтона Эриксона (Зейг) организовал в городе Феникс, штат Аризона, конференцию на тему “Эволюция психотерапии”. Это была первая крупномасштабная встреча ведущих клиницистов и теоретиков. На конференции были представлены бихевиористская, когнитивная, эриксоновская, эмпирическая, семейная, гештальтистская, гуманистическая, юнгианская, мультимодальная, психоаналитическая, рационально-эмотивная, психодрама, роджерианская и школа трансактного анализа. Конференция была приурочена к 100-летию психотерапии и с тех пор проводится регулярно.

В опубликованных материалах конференции “Эволюция психотерапии” Зейг (1987) указывает, что, несмотря на все старания участников конференции, вопрос “Психотерапия — что это?” остается без ответа. Такого определения психотерапии, с которым могли бы согласиться все 26 участников конференции, представляющих все многообразие психотерапевтических подходов, не было предложено. Это связано с тем, что различные подходы и методы по-разному могут смотреть на человека, процесс его развития и изменения в психотерапии. В каждой из школ свои акценты и области первоочередного внимания, что сказывается на самом объяснении психотерапевтического процесса специалистами.

Страсбургская декларация о психотерапии 1990 года

В соответствии с целями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 21 октября 1990 года была подписана "Страсбургская декларация о психотерапии 1990 года" - недискриминационное соглашение, действующее в рамках Европейского союза (ЕС) и предназначенное для Европейского экономического пространства (ЕАОС):
  • Психотерапия - это самостоятельная научная дисциплина, практика которой представляет собой независимую и свободную профессию.
  • Обучение психотерапии происходит на продвинутом, квалифицированном и научном уровне.
  • Обеспечивается и гарантируется множественность психотерапевтических методов.
  • Полное психотерапевтическое обучение охватывает теорию, собственный опыт психотерапии и практику под наблюдением (супервизией). Овладевание адекватными знаниями различных психотерапевтических процессов.
  • Подход к обучению осуществляется с помощью различной предварительной подготовки, в частности в области социальных наук и наук о человеческой природе.

Профессия психотерапии

Согласно приложению 1 к протоколам Совета, Сиракузы с 17 по 18 октября 2003 года, Европейская ассоциация психотерапии (EAP):
  • Практика психотерапии - это комплексное, сознательное и плановое лечение психосоциальных, психосоматических и поведенческих нарушений или состояний страданий с помощью научных психотерапевтических методов, посредством взаимодействия между одним или более лиц, которых лечат, и одного или нескольких психотерапевтов с целью облегчить тревожное отношение к изменениям и способствовать созреванию, развитию и здоровью человека. Это требует как общего, так и специального обучения / образования.
  • Независимая практика психотерапии состоит из автономного, ответственного введения в действие способностей, описанных в первом пункте, независимо от того, является ли деятельность частной практикой или институциональной работой.
Таким образом, психотерапия является процессом, цель которого — вызвать изменения.

Это процесс, который происходит в рамках профессиональных отношений. Такие профессиональные отношения характеризуются профессиональной подготовкой специалиста, наличием договорных обязательств между участвующими сторонами и доверительностью.

В ходе этого процесса в центре внимания эксплицитно (открыто) или имплицитно (скрыто) оказываются личность клиента и психотерапевта, техника психотерапии или все вместе. В результате психотерапии предполагаются устойчивые изменения в многочисленных сферах жизни клиента. Процесс психотерапии иногда является идиосинкразическим (сопровождаемым болезненными реакциями и повышенной чувствительностью), что бывает обусловлено взаимодействием ранее сложившихся позиций клиента и психотерапевта.
Рядом с каждой наукой, как правило, есть псевдонаука. Астрономия и астрология. Медицина и народная медицина и гомеопатия. Психология и парапсихология. Не является исключением и психотерапия.

Ключевой отличительной особенностью научного от псевдонаучного знания является критичность и обоснованность. Говоря о псевдонауке, мы будем иметь в виду теорию или метод, в котором отсутствуют системно-организованные, обоснованные и подтвержденные знания.

Научно обоснованными методами мы будем называть методы, признанные Всемирным Советом по Психотерапии и Европейской Ассоциацией Психотерапии. Такие методы признаны научными в большинстве стран и считаются профессиональной психологической помощью в соответствующих профессиональных организаций. Также мы будем различать профессиональную и непрофессиональную психологическая помощь. Профессиональной мы будем именовать психологическую помощь, оказываемую специалистом, получившим базовую подготовку в области психологии и психотерапии, позволившую ему в том числе совершить свой профессиональный выбор среди существующего многообразия методов.

Такое разделение необходимо не для того, чтобы утверждать, что лучше, а что нет, что-то критиковать, а что-то подвергать сомнению. Это все лишь граница, порой очень незаметная, между разными мирами. Миром науки и другими. Миром профессиональной деятельности и непрофессиональной. Каждый сам решит, какой мир ему ближе, в каком мире спокойнее и увереннее. Но чтобы принять решение, куда обратиться, полезно иметь координаты для ориентирования в этих мирах.

Когда мы будем говорить о теоретической основе психотерапевтического метода, речь будет идти о теории личности, лежащей в его основе. Именно теория рабочей модели личности обеспечивает возможность описания самого процесса психотерапии. От теории, на которую опирается психотерапевт, зависит и характер психотерапевтических отношений, а также желательные и ожидаемые изменения.

Теория еще и необходима для того, чтобы психотерапевт был стабилен в процессе, был способен оставаться в отношениях (психотерапевтических), быть в контакте, даже тогда, когда любой другой человек от контакта отказался бы. Теория может быть не идеальной, даже ошибочной, но само по себе знание теории стабилизирует. Именно поэтому в рамках профессиональной подготовки специалисты обязаны изучать не только практику психотерапии, но и теорию психологии и психотерапии.

Далеко не каждый психотерапевтический метод содержит пошаговую инструкцию. И, конечно, в каждом случае психотерапия - это очень индивидуальный процесс. Процесс, который невозможно воспроизвести с другим человеком. Однако, если психотерапию трудно ясно описать, то ее сложно и применить. Профессионалы, надеемся, согласятся, что если психотерапия не поддается описанию, то совершенно невозможно ни исследовать ее, ни обосновать ее эффективность.

Каждый метод психотерапии должен быть четко определен и отличен от других методов психотерапии. Он должен иметь четкую теоретическую основу. Теория должна быть интегрирована с практикой, быть применимой к определенному кругу проблем. Практика в свою очередь должна иметь обоснования эффективности. Именно наличие теоретического фундамента и доказательства эффективности объединяет все научные психотерапевтические направления. У каждого научного направления или традиции свой собственный фундамент, некоторые направления могут опираться на несколько. Но теоретическая научная основа есть в любом профессиональном подходе.

В рамках Всемирного совета по психотерапии (WCP) к методам психотерапии предъявляются следующие критерии:
  • Метод имеет четко определенные области исследования, применения, исследований и практики.
  • Метод претендует на знания и компетентность в своей традиции диагностики / оценки и лечения / вмешательства.
  • Метод имеет ясную и самосогласованную теорию человека, терапевтических отношений, здоровья и болезни.
  • Метод располагает методами, специфичными для подхода, которые порождают развитие теории психотерапии, демонстрируют новые аспекты в понимании человеческой природы и способствуют способам лечения / вмешательства.
  • Метод включает процессы вербального обмена наряду с осознанием невербальных источников информации и коммуникации.
  • Метод предлагает четкое обоснование лечения / вмешательства, способствующего конструктивному изменению факторов, провоцирующих или поддерживающих болезнь или страдания.
  • Метод имеет четко определенные стратегии, позволяющие клиентам развивать новую организацию опыта и поведения.
  • Метод открыт для диалога с другими методами психотерапии в области теории и практики.
  • Метод имеет способ методического описания выбранных областей обучения и методов лечения / вмешательства, которые могут быть использованы другими коллегами.
  • Метод связан с информацией, которая является результатом осознанного самоанализа и критической рефлексией других специалистов в рамках подхода.
  • Метод предлагает новые знания, которые являются дифференцированными и отличительными в области психотерапии.
  • Метод способен быть интегрирован с другими подходами, которые считаются частью научной психотерапии, с тем чтобы можно было увидеть, какие общие области они разделяют.
  • Метод описывает и демонстрирует согласованную стратегию понимания человеческих проблем и четкую связь между методами лечения / вмешательства и результатами.
  • Метод содержит теории нормального и проблемного поведения человека, которые прямо связаны с эффективными методами диагностики / оценки и лечения / вмешательства.
  • Метод имеет процедуры исследований, которые достаточно четко определены, чтобы показать возможности исследований.
На сегодняшний день по различным оценкам существует от 300 до 500 различных школ, направлений и методов психотерапии. Одни являются продолжением или развитием какого-то направления, другие - противопоставлением. Какие-то насыщены технически, другие ориентированы на личность психотерапевта.

Научные методы психотерапии

В рамках Всемирного совета по психотерапии (WCP) научными определены следующие методы:
  • Психодинамическая / психоаналитическая психотерапия (С. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер и др.)
  • Поведенческая и когнитивная психотерапия
  • Семейная, сексуальная и парная психотерапия
  • Групповая психотерапия
  • Клиент-центрированная психотерапия (К. Роджерс)
  • Гештальт-психотерапия
  • Трансакционный анализ
  • Позитивная психотерапия (Песескиан, с 1968 года)
  • Экзистенциальная психотерапия
  • Телесно-ориентированная психотерапия
  • Экспрессивная психотерапия
  • Гипнопсихотерапия
  • Интегративная психотерапия
  • Детская и юношеская психотерапия
  • Интегративная психотерапия
Европейская ассоциация психотерапии (EAP) выделяет такие научные модальности:
  • Биоэнергетический анализ
  • Биосинтез
  • Телесно-ориентированная психотерапия
  • Бондинг-психотерапия (Dr. Daniel Casriel)
  • Экзистенциальный анализ
  • Гештальт-психотерапия
  • Гипнопсихотерапия
  • Интегративная психотерапия
  • Логотерапия
  • Мультимодальный подход
  • Нейро-лингвистическая психотерапия
  • Мультимодальный подход
  • Клиент-центрированная психотерапия (К. Роджерс)
  • Позитивная психотерапия (Песескиан, с 1968 года)
  • Психоанализ
  • Психодинамическая / психоаналитическая психотерапия
  • Психодрама
  • Психосинтез
  • Психо-органический анализ
  • Терапия реальностью (William Glasser MD)
  • Системная семейная терапия
  • Трансакционный анализ
Подробное описание методов в разделе "Методы и виды психотерапии"
В психотерапевтическом процессе вы делитесь не только вопросами и проблемами, но и чувствами и переживаниями. Значительная часть работы психотерапевта состоит в том, чтобы помочь вам найти свои собственные ответы, а не дать готовые. В этической психотерапии никогда нет места прямым советам или указаниям, основанным на "мудрости" или "жизненном опыте" психотерапевта.

Тем не менее, каждый специалист может отстаивать свои взгляды на методы психотерапии, сомневаясь в возможности решить вашу проблему как-то иначе, другим способом или психотерапевтическим методом. В зависимости от того, каким теоретическим основам привержен специалист, он будет видеть либо невротическое переживание детской травмы, либо возобладание негативных установок, либо отсутствие поведенческого навыка, либо экзистенциальный кризис, либо что-то еще. От теоретической основы всегда зависит и фокус работы, историческое ли прошлое, отношения ли "здесь и сейчас".

Марк Твен саркастически заметил по поводу феномена восприятия: “Если единственный инструмент, которым вы располагаете, это молоток, то множество различных предметов покажутся вам гвоздями”.

На страницах портала мы попытаемся раскрыть содержание психотерапии, психотерапевтических и психологических теорий. Раскроется "секрет", приподнимется "завеса тайны" и станет понятным ответ на вопрос "психотерапия - что это?". Так, мы считаем, каждый сможет подобрать для себя подходящий метод. Каждый сможет понять, какого специалиста ему необходимо искать сейчас.
Различия между направлениями психотерапии всегда обусловлены теориями личности, лежащими в основе этих направлений. Каждая теория личности открыто или скрыто содержит как некую рабочую модель личности клиента, так и процесса психотерапии.

Любая теория психотерапии, как модели психологической помощи, обязательно имеет в своей основе психологическую теорию. Психологическая теория описывает структуру личности, мотивацию, развитие. Но, главное, внутри любой психологической теории есть концепция психологического здоровья и психопатологии, а также ответ на вопрос, каким образом и за счет чего происходят изменения в психотерапевтическом процессе, что и определяет сам психотерапевтический метод.

Однако, ни одна психологическая теория, а вместе с ней и соответствующий психотерапевтический метод, не ограничивается лишь представлением о человеке.

Внутри любой концепции психологической помощи всегда стоит мировоззрение, как основа, каркас. Любой метод всегда идет в связке с мировоззрением, даже если сама концепция на это прямо не указывает.

Любое мировоззрение пытается ответить в том числе на такие вопросы: "каков мир?", "что есть человек в мире?" и "каковы способы познания в мире?".

Таким образом, вместе с методом всегда приобретаются не только представление о личности, но и ценности, свойственные мировоззрению. Приобретаются представление о том, что есть человек в широком смысле, что есть процесс его развития, что есть идеальная жизнь в разрезе той или иной теории.

Подробное описание психологических основ в разделе "Психология личности"

Консультирование - это скорее не профессия, а техника или искусство, которое должно применяться как часть более широких обязанностей специалистов, деятельность которых предполагает длительное общение с людьми, например, в работе врачей, учителей, директоров школ, деканов, священнослужителей, пасторов и социальных работников.

Ролло Мэй (Искусство психологического консультирования)
Историки указали, что психотерапия началась в 1885 году, когда Фрейд стал интересоваться психологическими аспектами медицины. Развиваясь в клинике, психотерапия практиковалась врачами-психиатрами.

Психотерапевты в основном работали в с клиническими симптомами, а их клиентами долгое время были люди имеющие какой-то клинический диагноз.  

Постепенно психотерапия начала покидать пределы клиники, работать с людьми "психически-здоровыми", но имеющими затруднения в определенных областях жизни.
Понятие "психологическое консультирование" возникает в 1939 году, когда выходит книга Ролло Мэя "Искусство психологического консультирования".

Этот год можно считать рождением немедицинской психотерапии, получившей название "психологическое консультирование" - год, когда психотерапия окончательно покинула пределы клиники.
Первоначально психотерапия и психологическое консультирование предполагали различия:
  • В клиентуре. Психологическое консультирование было ориентировано на работу со "здоровыми" людьми, тогда как психотерапия продолжала иметь отношение к клинике.
  • В продолжительности. Предполагалось, что консультирование продолжается 5-6 встреч, психотерапия же, представленная в то время психоанализом, всегда длительна.
  • В средствах. Консультирование - это консультативная беседа. Психотерапия предполагала инструментарий (у каждой из школ свой). Психотерапия имела формализованную часть психотерапевтической практики - психотерапевтическую технику и метод.
  • В характере запроса - локусе жалобы. Работа консультанта была ориентирована на внешнюю ситуацию. Психотерапевт работал с внутренним содержанием.
  • В подготовке. Психотерапия была представлена врачами, прошедшими психоаналитическую подготовку. Консультирование же было представлено специалистами гуманитарных наук.
Не смотря на такой набор различий, и там, и там имела место непосредственная активная психологическая работа, работа с психологической реальностью собеседника.

Сегодня психотерапевтическое консультирование - это тип консультирования, который опирается на теории и подходы, используемые в психотерапии. Акцент делается на психотерапевтических отношениях между консультантом и клиентом. Это отличает его от большинства других видов консультирования.

Таким образом, содержание понятий деятельности в области психотерапии и психологического консультирования тождественны.

Термин «психотерапия» охватывает целый ряд подходов и методов. Они варьируются от индивидуальных бесед до сеансов, которые используют такие методы, как, например, ролевые игры или танец, помогающим исследованию эмоций и переживаний. Некоторые специалисты работают индивидуально, кто-то с парами, семьями или группами, члены которых имеют схожие проблемы или задачи. Психотерапия также может быть для взрослых, подростков или детей.

Каждый психотерапевтический подход и метод имеет свои требования к базовой подготовке и процессу обучения специалиста. При этом, в некоторых странах существуют определенные требования к подготовке специалиста, который может именовать себя "психотерапевт" и претендовать на психотерапевтическую практику.

Например, во Франции использование названия психотерапевт возможно только для специалистов, зарегистрированных в национальный реестре психотерапевтов. Чтобы зарегистрироваться, заявитель должен быть врачом, магистром психологии или психоаналитиком, зарегистрированным в каталоге ассоциации психоанализа.

Российское законодательство использует понятие "психотерапия", как медицинскую специальность. Однако, подготовка российского врача-психотерапевта не предполагает полноценное освоение какого-то конкретного психотерапевтического метода, врач-психотерапевт знакомиться с различными психотрапевтическими методами, школами и модальности психотерапевта так же, как и психолог, получивший подготовку по направлению клиническая психология или психологическое консультирование.  Законодательные же инициативы по профессиональному регулированию деятельности в области психологической помощи, по четкому определению как самой профессии, так и требований к ее представителям пока так и не реализованы.
Не смотря на отсутствие соответствующего законодательного регулирования в России, на нашем портале мы будем различать понятия психотерапевтической деятельности и деятельности в области психологического консультирования. И в том, и в другом случае речь будет идти о применении психотерапевтического метода или совокупности методов. Однако, мы будем различать эти понятия по уровню подготовки специалиста:
  • Психотерапия - деятельность, осуществляемая специалистом, имеющим помимо базовой подготовки специальную подготовку по конкретному методу или методам психотерапии. Такой специалист должен иметь подтверждение пройденного по практикуемому методу психотерапии обучения.
  • Психологическое консультирование - деятельность, осуществляемая специалистом, имеющим базовую подготовку на уровне не ниже специалиста в обрасти психологии, клинической психологии или медицины (врачебная специальность психотерапия). Такой специалист должен иметь подтверждение изучения методов психотерапии, которые он практикует в консультировании.
  • Психиатрическое лечение - лечение психических расстройств и заболеваний, осуществляемой врачем-психиатром амбулаторно или стационарно, в том числе с использованием методов медикаментозного лечения. Деятельность врача-психиатра подлежит обязательному лицензированию.
В разделе Психотерапевт - кто он? вы можете подробно ознакомиться с видами специалистов, требованиями к их подготовке и тем, на что направлена их деятельность.
Реестр специалистов
Регистрация специалистов
Блог

ТВ-канал
Место для вашей рекламы
http://cabinet.psyportal.ru