Психотерапевт - кто он?

Итак, анорексия или отказ от еды? Алексия или отказ читать? Аграфия или отказ писать? Это все - конструкции; в каждом из случаев - объяснения своего рода, уже не простые описания. Полезно проводить различия между изображением, описанием, определением, конструкциями, объяснениями, предписаниями, но в большей части клинической терминологии все эти категории безбожно перемешаны и перепутаны.

Рональд Д. Лэйнг (Эволюция психотерапии // т.3)

Страница в разработке

Деятельность в области психологической помощи (психотерапевтическая деятельность, деятельность по психологическому консультированию) в нашей стране на сегодняшний четко не урегулирована на законодательном уровне. Это ведет к общему непониманию, что представляет из себя именно профессиональная психологическая помощь, кто вправе оказывать профессиональную психологическую помощь.

Тем не менее, на федеральном уровне (федеральным законом 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") определено, что условием ведения профессиональной деятельности в определенной сфере и (или) выполнения работы по конкретным профессиям или специальности является наличие профессионального образования.

Профессиональное образование подразделяется на среднее, высшее и дополнительное. К высшему профессиональному образованию относятся программы: бакалавриата, специалитета, магистратуры и  аспирантуры. К дополнительному профессиональному  образованию относятся: программы профессиональной переподготовки - предполагают получение новой квалификации и дают право осуществления нового вида профессиональной деятельности; программы повышения квалификации - предполагают совершенствование и (или) получение новых компетенций в рамках имеющейся квалификации.

Федеральный закон "О психологической помощи населению" так и не был принят, однако на уровне отдельных Субъектов РФ существуют нормативные правовые акты, регулирующие профессиональную деятельность в области психологической помощи.
Вслед за, например, Законом города Москвы № 43 от 7 октября 2009 года "О психологической помощи населению в городе Москве" и руководствуясь применением аналогией закона, что предусмотрено гражданским законодательством РФ, с учетом системного анализа действующего законодательства мы предлагаем следующие критерии профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность в области психологической помощи подразделяется на медицинскую и немедицинскую.

К медицинской деятельности в области психологической помощи относятся психиатрия и медицинская психотерапия. Такая деятельность является врачебной деятельностью и ее вправе осуществлять  врачи-психиатры и врачи-психотерапевты, получившие высшее медицинское образование и подтвердившие свою квалификацию в установленном порядке. Медицинская (врачебная) деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Следует обратить внимание, что психиатрия и психотерапия предполагают различный уровень подготовки и квалификации.

Психотерапевтическую деятельность вправе осуществлять только врач-психотерапевт, прошедший специальную подготовку по основным направлениям психотерапии.

Врач-психиатр вправе оказывать на основании своей подготовки психиатрическую помощь, а именно диагностику и лечение лиц, страдающих психическими расстройствами.

К немедицинской деятельности  в области психологической помощи относятся: психологическая профилактика и психологическое просвещение; психологическое консультирование; психологическая поддержка и сопровождение; психологический анализ; немедицинская психотерапия; психологическая диагностика; психологическая реабилитация; психологическая коррекция; психологическая экспертиза; психологический тренинг.

Немедицинская деятельность обязательному лицензированию  не подлежит, текущим законодательством не предусмотрено обязательного участия в саморегулируемых организациях (СРО).
Под профессиональной психологической помощью мы будем понимать деятельность, основанную на научных методах психотерапии.

Рядом с каждой наукой, как правило, есть псевдонаука. Астрономия - астрология. Медицина - народная медицина и гомеопатия. Психология - парапсихология. Не является исключением и психотерапия. Ключевой отличительной особенностью знания научного от псевдонаучного является критичность и обоснованность.

Говоря о псевдонауке, мы будем иметь в виду теорию или метод, в котором отсутствует системно-организованные, обоснованные и подтвержденные знания. Ненаучные методы психологической помощи мы будем называть непрофессиональной психологической помощью, а научные - профессиональной. Такое разделение необходимо не для того, чтобы утверждать, что лучше, а что нет, что-то критиковать, а что-то подвергать сомнению. Это все лишь граница, порой очень незаметная, между мирами. Миром профессиональной науки и соседними. Каждый сам решит, какой мир ему ближе, в каком мире спокойнее и увереннее. Но чтобы принять решение, где быть, полезно иметь ориентиры для различения этих миров.

Каждый метод психотерапии должен быть четко определен и отличен от других методов психотерапии. Он должен иметь четкую теоретическую основу. Теория должна быть интегрирована с практикой, быть применимой к определенному кругу проблем. Практика в свою очередь должна иметь обоснования эффективности. Именно наличие теоретического фундамента и объединяет все психотерапевтические направления. У каждого направления и традиции свой фундамент, некоторые опираются на несколько сразу. Но основа есть в любом профессиональном подходе.

Научно обоснованными методами мы будем называть методы, признанные Всемирным Советом по Психотерапии (WCP) и Европейской Ассоциацией Психотерапии (EAP). Такие методы признаны научными в большинстве стран и считаются профессиональной психологической помощью в соответствующих профессиональных организаций. Также есть ряд методов, признаваемых научными Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой (ОППЛ), одним из наиболее многочисленных добровольных российских объединений специалистов в области психотерапии.
Реестр специалистов
Регистрация специалистов
Блог

ТВ-канал
Место для вашей рекламы
http://cabinet.psyportal.ru