Поиск статьи:  


Не нашел в интернете рифму - двойка! Задавим всесторонним развитием творчество вместе

  • Не нашел в интернете рифму - двойка! Задавим всесторонним развитием творчество вместе

Идея раннего и всестороннего развития детей настолько сильно проникла в нашу культуру, что сегодня совершеннейшая норма группа изучения иностранного языка с шести месяцев и обучение счету до того, как ребенок начал ходить и говорить. Школа тоже не отстает в решении задач всестороннего развития. Во втором классе моей племяннице задали сочинить три потешки (стишка) про щенка. Домашнее задание именуется творческим. Подсказка к нему - открой любой поисковик и найди рифму. В скобках указан список поисковиков. С удивлением услышав от сестры такое творческое задание, я задумалась. Мне стало просто интересно, а что творческого в умении сказать "Окей, Гугл..".

Никого сегодня уже не удивляют дети, изучающие с шести месяцев английский, а с года еще и испанский. Становится нормой посещение групп раннего развития, где в полтора года вашего малыша научат считать. Раньше мы приходили в первый класс, чтобы научиться читать, писать и узнать, что два плюс два четыре. Сейчас невозможно вообразить, что ваш ребенок с четырех-пяти лет не посещает занятия по дошкольной подготовке с тем, чтобы, придя в первый класс, читать с выражением.

Идея раннего и всестороннего развития детей настолько сильно проникла в нашу культуру, что сегодня совершеннейшая норма группа изучения иностранного языка с шести месяцев и обучение счету до того, как ребенок начал ходить и говорить. Школа тоже не отстает в решении задач всестороннего развития. Во втором классе моей племяннице задали сочинить три потешки (стишка) про щенка. Домашнее задание именуется творческим. Подсказка к нему - открой любой поисковик и найди рифму. В скобках указан список поисковиков. С удивлением услышав от сестры такое творческое задание, я задумалась. Мне стало просто интересно, а что творческого в умении сказать "Окей, Гугл..".

Я с ностальгией вспоминаю свое счастливое детство. Я начала учиться в 7 лет, пойдя в первый класс. Я не поклонник советской системы образования и того общественного строя в целом. Но мы ходили в детский сад, где никому не приходило в голову, что с четырех лет по три-четыре часа в день нужно сидеть за партой, учась читать, писать и считать. Про хорей и ямб нам рассказали далеко не в начальной школе. Мы читали книги, поэзию и прозу, в оригинале, а не в хрестоматии или чьем-то вольном сокращенном пересказе. Писали сочинения и изложения вместо теста по литературе на ЕГЭ. Я помню своего одноклассника, на восьмое марта он для каждой девочки писал поздравления в стихах. Нам никто не задавал на дом писать стихи при помощи рифмы из интернета. У нас не было ни интернета, ни вообще таких заданий. Но он писал стихи.

Немного походит на расхожее выражение "вот в наше время..". Но будем справедливы. Советская школа мало напоминала место, пронизанное идеей гуманизма, вниманием к маленькому человеку, его интересам, чувствам и переживаниям. Вряд ли найдется человек, который скажет, что в то время перед системой образования стояла задача воспитания индивидуальности, приветствовалось творческое самовыражение и свобода мысли.

Возможно, поэтому таким чудесным представляется проникновение творческих заданий в учебный процесс. Как прекрасно, скажут многие, в твоем классе только Леша писал стихи, а сегодня все дети уже со второго класса могут это делать. Какое чудо, что наши дети не шатаются по дворам и не сидят бездумно на качелях, а в три года уже танцую хип-хоп, а в шесть знаю таблицу умножения.

Я скажу нет. Можете ли вы представить себе, что мы читаем "Евгения Онегина" благодаря тому, что гугл сказал Пушкину, что "про себя" рифмуется с "тебя". Что за "Войну и мир" благодарим то, что Лев Николаевич набрал на ЕГЭ 98 баллов. Мне сложно представить, как помогло бы Айвазовскому то, что родители сделали ему презентацию в PowerPoint на тему моря (привычное задание сейчас для начальной школы).

То, что происходит похоже не на чудо, это больше похоже на трагедию. У ребенка все меньше свободы узнать, а хочет ли он, например, творить в стихотворном жанре. Для него поэзия - это взаимодействие с поисковиком на пятерку. Он не ищет свой уникальный способ творческого самовыражения, т.к. положено выразиться в стихах за оценку. Много ли вы знаете родителей, которые перестают водить детей в кружок, как только ребенок сказал "я больше не хочу". Как это не было бы странно, но в советский период нашего детства мы имели даже больше свободы сами найти свой интерес. Мы могли прийти в Дом пионера и попробовать сегодня поиграть на горне, а завтра мастерить кораблики. Мы могли вообще туда не прийти.

У сегодняшних детей забирают такую свободу. Мы учились читать до школы, потому что хотели делать это сами, не зависимо от времени и желания родителей. Мы учились считать до школы, когда хотелось понять, почему бабушка дает в магазине одну купюру, а ей возвращают несколько. Немногие шли в первый класс, читая с выражением, зная таблицу умножения, складывая и вычитая столбик. Но в третьем классе мы все и читали, и писали, и считали на необходимом уровне.

У сегодняшних детей нет такой свободы - свободы захотеть узнать. Сейчас сложно найти ребенка, швыряющего дома после школы портфель и несущегося на улицу. Сегодня большинство детей участвуют в соревновании, устраиваемом родителями, кто первый заговорит, кто первый затанцует, кто первый, кто больше, кто лучше. И соревнований становится больше, да и тренерский состав расширяется.

Родитель, не записывающий ребенка в класс с углубленными изучением чего-то, только потому что сам ребенок не хочет это чего-то изучать углубленно, сейчас выглядит "белой вороной". Родитель, отстаивающий право ребенка не посещать внеклассные занятия (они сейчас часто объявляются обязательными) не потому, что записал его на сотню других, а потому что хочет, чтобы ребенок их посещал лишь если сам захочет, остается в одиночестве. Родитель, не делающий за ребенка поделку, а дающий ему возможность сделать ее самому даже с риском, что тот получит двойку (остальным же делали взрослые), воспринимается незаботливым.

Карл Роджерс - основатель гуманистической психологии, классик с мировым именем, в одной из своих последних книг, написанной совместно с Дж. Фрейбергом, "Свобода учиться" сказал про детей:
Они любознательны, жаждут открытий, стремятся к знанию, желают решать проблемы. Печальная сторона обучения состоит в том, что наши дети, проведя несколько лет в школе, почти утрачивают изначальную внутреннюю мотивацию.
Совсем иначе выглядел бы и процесс, и результат обучения, если бы к детям бы предложили пригласить в класс поэта, художника, писателя. Если бы у детей была возможность просто пообщаться с людьми, выражающими себя рифмой, кистью, словом. Если бы у детей была бы возможность самим понять, хочется ли им написать стихотворение, рассказ или картину. Если бы детям доверили выбрать и тему, и способ творческого самовыражения. Если бы детям доверили самим выбрать те средства и ресурсы, которыми они воспользуются.

Не думаю, что можно сейчас найти восьмилетку, не знающего о существовании интернета и поисковиков. Но, думаю, был бы организован процесс обучения таким образом, те, кто воспользовался интернетом, не обязательно спросили бы у гугла рифму к слову "щенок". Кто-то нашел бы и прочитал стихи. Доверь учитель детям выбрать тему и способ, возможно, кто-то написал бы рассказ про любимого котенка, предварительно прочитав что-то у Бианки. А кто-то вылепил семью лисиц из полимерной глины и рассказал бы одноклассникам о скульпторах-анималистах. Только тогда это был бы творческий проект. Проект, который был бы не только осмысленным, не только позволил бы открыть каждому ребенку что-то свое, не только научил бы искать и сочетать разные идеи и факты, но и стал бы исключительным опытом, который сохранился бы у каждого на всю жизнь. Опытом творчества.

Но сейчас как-то так случилось, что понятие "творческое развитие" оказалось подменено понятием "всестороннее развитие". Мы воспринимаем это как синонимы. И чем сильнее хотим развития для наших детей, тем более насыщенным становится их расписание, тем неистовее мы стремимся к присутствию в жизни детей этих "всех сторон". Бизнес-тренеры, обучающие компании тайм-менеджменту, далеко не там берут примеры. Тайм-менеджменту могут обучать родители, которые умеют втиснуть в двадцать четыре часа своего малыша, помимо школы, внеклассных занятий и уроков, иностранные языки, танцы, рисование и музыку.

Потрясающе быстро идея "всестороннего" проросла в идею "раннего". За какие-то двадцать лет мы убедили себя, что чем раньше это "всестороннее" начинается, тем более "развитыми" мы оказываемся. Даниил Борисович Эльконин - советский психолог, посвятивший свою научную деятельность изучению процесса развития, широко известный по системе обучения Эльконина-Давыдова, выявил периоды развития и то, что на них происходит, что характерно на каждом из них.

Эльконин ввел понятие "ведущая деятельность", та самая деятельность, которая и обеспечивает развитие в разном возрасте. И для всех возрастных периодов такая деятельность различна. Как бы нам не хотелось, чтобы едва у младенца появилась осмысленность во взгляде, он начал говорить сразу на нескольких языках. Как сильно мы бы не были озадачены, какими иностранными языками должна владеть няня. С рождения и до года ведущей деятельностью малыша является общение со взрослыми. Именно близкое эмоциональное общение, близость в первую очередь с матерью, является развивающим для малыша.

В возрасте до трех лет ведущей становится предметная деятельность. Ребенок открывает для себя мир предметов. Он учиться взаимодействовать с предметами, трогать, кусать, ломать, бросать их. С точки зрения нейропсихологии это в том числе период бурного развития сенсомоторных функций. В группе раннего развития, где родители с восторгом наблюдают, как их чадо вместо того, чтобы ломать кубики и бросаться ими, воспроизводит счет или складывает слово "мама", у малыша иногда отбирается то главное, что обеспечит его дальнейшее развитие. Родители, порой сами того не желая, начинают соревноваться, чей малыш умнее и образованнее уже в этом возрасте. Вместо того, чтобы познавать мир, развивая и учась использовать те ресурсы, которые у него есть, ребенок порой вовлекается в то, до чего он буквально не дорос.

До семи лет ведущей деятельностью является ролевая игра. Дети учатся взаимодействовать, договариваться, сотрудничать. Дети учатся находить возможность рассказать сверстникам, что они хотят делать, слушать другого и организовываться так, чтобы что-то делать вместе. Вместо этого многие дети сейчас сидят за партой с четырех лет, танцуют и рисуют не тогда, когда им захотелось, а когда их отвели на занятия. Беспокоящийся о развитии ребенка родитель будет спрашивать у педагога, как тот вел себя на уроке, и по дороге домой повторять с ребенком пройденный материал.

После семи лет ведущей деятельностью становится учение. Главное, чему ребенок должен научиться в этот период - это научиться учиться. Кто-то может соглашаться или нет с идеями Карла Роджерса, кому-то будут ближе аксиомы Фрейда. Но мало кто может обвинить советскую психологию в недостаточной эмпирической обоснованности. Эльконин, а вместе с ним его ученик Василий Васильевич Давыдов провели ряд экспериментальных исследований, на основании которых выявили условия развивающего обучения. В их системе больше значение уделяется развитию логики научного познания. Учитель обращается к детям не с готовыми знаниями, которые необходимо запомнить и воспроизвести, но с вопросом. В такой системе обучения нет места "найди рифму в интернете для стишка про щенка".

Познание и знание принципиально разные понятия. Знание предполагает статичность, знание предполагает сохранение в памяти и воспроизведение набора фактов. Познание - это процесс. Познание - это способность заинтересоваться, проявить любопытство, найти способ и возможность узнать. Факты могут меняться, устаревать, становиться неактуальными, знание может стать абсолютно ненужным, бессмысленным, а иногда и оказаться ложным. Познание вечно. Тот, кто научился познавать, будет ставить вопрос и находить ответ. Он не окажется пленником каких-то статичных фактов. Он сможет услышать свой интерес, свое любопытство. Он сможет сам поставить перед собой вопрос и найти на него ответ.

В жизни сегодняшних детей не остается места познанию. Они настолько нагружены получением знаний, что у них просто нет времени на творческий поиск. Им некогда задуматься о том, что им интересно и узнать об этом тем способом, который доступен им сейчас. Им не доверяют то самое важное - слышать себя и искать свое. Им не доверяют пробовать, бросать, поняв, что это не мое, ошибаться и искать дальше. Есть дети, кому повезло учиться в тех немногих учебных заведениях, где применяется система Эльконина-Давыдова. Но какого же было мое удивление слышать от их родителей недовольство тем, что детей учат "как-то не так" и рассказы о том, как "это не так" родители компенсируют дома с детьми заучиванием. Они находят детям репетиторов и так же неистово лепят поделки не вместе с детьми, а за них. Для этих родителей также мерилом остается количество английских слов и то, что поделка должна быть лучшей в классе. А то, что ребенок оказывается способным объяснить то, что он хочет, не смотря на существующий словарный запас порой лучше их, или сам придумал, что, как и из чего он будет мастерить, сам нашел средства и сам смастерил, за оценкой знаний теряет ценность.

Как различны понятия "познание" и "знание", так же различны и понятия "ценностый процесс" и "процесс оценивания". Карл Роджер в ряде своих трудов описывает разницу между двумя понятиями. Вот как он и Дж. Фрейберг описывают подход к ценностям:
Другой аспект младенческого подхода к ценностям состоит в том, что источник (локус) ценностного процесса определенно располагается в нем самом. В отличие от многих из нас он знает, что ему нравится, а что не нравится, и исходная точка этих ценностных выборов находится непосредственно в нем. Он — центр ценностного процесса; основания для выбора ему предоставляют его собственные органы чувств. В этом смысле он не испытывает влияния ни со стороны родителей, имеющих свои представления о том, что ему следовало бы предпочесть, ни со стороны церкви, ни со стороны лучшего эксперта в данной области или рекламной фирмы. Его организм, опираясь на собственный опыт, говорит без слов: «Это хорошо для меня», «Это плохо для меня», «Это мне нравится», «Это мне явно не нравится». Если бы младенец каким-то образом узнал про нашу озабоченность проблемой ценностей, он бы рассмеялся. Как это кто-то не может понять, что ему нравится, а что не нравится, что хорошо для него, а что нет, что важно, а что не имеет значения?!
В погоне за ранним развитием мы лишаем детей не только беззаботности детской поры. Отправляя их учиться, когда им хочется играть и получать первый опыт совместной организации чего-то, организуя им общение со сверстниками, когда им хочется ломать игрушки и узнавать, что если их сломать, они теряют свою форму или перестают работать, выбирая для них "всестороннюю" загрузку кружками, секциями и репетиторами, мы навсегда лишаем их свободы искать и выбирать. Мы отбираем у них свободу слышать себя, свои желания, размышлять над ними и искать. Мы учим их не доверять себе и своим желаниям, желая за них. Мы пронизываем каждый их день посланием, что всегда есть другие, кто знает за них, кто знает лучше них.

Мы подменяем "познать" на "знать", а "ценить" на "оценить". Мы не даем возможность прислушаться к себе и услышать, что, как, когда и о чем хочется сказать. Мы не даем искать свой уникальный способ выразить себя. Мы говорим, что сказать надо про "щенка", сказать в стихах с той рифмой, которую предложит гугл. Мы говорим, если ты скажешь про котенка и в прозе, это плохо - тебя оценят на двойку. Мы говорим, что если ты не танцуешь, ты хуже других и нужно срочно научиться, не важно, есть ли у тебя желание сейчас или нет - мы не спрашиваем. Мы так хотим всего самого лучшего для наших детей. Мы так одержимы идеей "потом мне сам спасибо скажешь". Мы так уверены, что мерилом успешной жизни является знать все и обо всем, уметь все делать лучше всех. Мы так неистовы в своем стремление дать нашим детям все и побыстрее, что, давая, забываем спросить - "а как тебе сейчас, малыш?".

Анкета автора
Все статьи автора
Все статьи по теме

Поделиться

Оставить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту
Сейчас читают
Найти статью в блоге: 

Место для вашей рекламы