Блог

Поиск статьи:  


Не нашел в интернете рифму - двойка! Задавим всесторонним развитием творчество вместе

  • Не нашел в интернете рифму - двойка! Задавим всесторонним развитием творчество вместе

Идея раннего и всестороннего развития детей настолько сильно проникла в нашу культуру, что сегодня совершеннейшая норма группа изучения иностранного языка с шести месяцев и обучение счету до того, как ребенок начал ходить и говорить. Школа тоже не отстает в решении задач всестороннего развития. Во втором классе моей племяннице задали сочинить три потешки (стишка) про щенка. Домашнее задание именуется творческим. Подсказка к нему - открой любой поисковик и найди рифму. В скобках указан список поисковиков. С удивлением услышав от сестры такое творческое задание, я задумалась. Мне стало просто интересно, а что творческого в умении сказать "Окей, Гугл..".

Никого сегодня уже не удивляют дети, изучающие с шести месяцев английский, а с года еще и испанский. Становится нормой посещение групп раннего развития, где в полтора года вашего малыша научат считать. Раньше мы приходили в первый класс, чтобы научиться читать, писать и узнать, что два плюс два четыре. Сейчас невозможно вообразить, что ваш ребенок с четырех-пяти лет не посещает занятия по дошкольной подготовке с тем, чтобы, придя в первый класс, читать с выражением.

Идея раннего и всестороннего развития детей настолько сильно проникла в нашу культуру, что сегодня совершеннейшая норма группа изучения иностранного языка с шести месяцев и обучение счету до того, как ребенок начал ходить и говорить. Школа тоже не отстает в решении задач всестороннего развития. Во втором классе моей племяннице задали сочинить три потешки (стишка) про щенка. Домашнее задание именуется творческим. Подсказка к нему - открой любой поисковик и найди рифму. В скобках указан список поисковиков. С удивлением услышав от сестры такое творческое задание, я задумалась. Мне стало просто интересно, а что творческого в умении сказать "Окей, Гугл..".

Я с ностальгией вспоминаю свое счастливое детство. Я начала учиться в 7 лет, пойдя в первый класс. Я не поклонник советской системы образования и того общественного строя в целом. Но мы ходили в детский сад, где никому не приходило в голову, что с четырех лет по три-четыре часа в день нужно сидеть за партой, учась читать, писать и считать. Про хорей и ямб нам рассказали далеко не в начальной школе. Мы читали книги, поэзию и прозу, в оригинале, а не в хрестоматии или чьем-то вольном сокращенном пересказе. Писали сочинения и изложения вместо теста по литературе на ЕГЭ. Я помню своего одноклассника, на восьмое марта он для каждой девочки писал поздравления в стихах. Нам никто не задавал на дом писать стихи при помощи рифмы из интернета. У нас не было ни интернета, ни вообще таких заданий. Но он писал стихи.

Немного походит на расхожее выражение "вот в наше время..". Но будем справедливы. Советская школа мало напоминала место, пронизанное идеей гуманизма, вниманием к маленькому человеку, его интересам, чувствам и переживаниям. Вряд ли найдется человек, который скажет, что в то время перед системой образования стояла задача воспитания индивидуальности, приветствовалось творческое самовыражение и свобода мысли.

Возможно, поэтому таким чудесным представляется проникновение творческих заданий в учебный процесс. Как прекрасно, скажут многие, в твоем классе только Леша писал стихи, а сегодня все дети уже со второго класса могут это делать. Какое чудо, что наши дети не шатаются по дворам и не сидят бездумно на качелях, а в три года уже танцую хип-хоп, а в шесть знаю таблицу умножения.

Я скажу нет. Можете ли вы представить себе, что мы читаем "Евгения Онегина" благодаря тому, что гугл сказал Пушкину, что "про себя" рифмуется с "тебя". Что за "Войну и мир" благодарим то, что Лев Николаевич набрал на ЕГЭ 98 баллов. Мне сложно представить, как помогло бы Айвазовскому то, что родители сделали ему презентацию в PowerPoint на тему моря (привычное задание сейчас для начальной школы).

То, что происходит похоже не на чудо, это больше похоже на трагедию. У ребенка все меньше свободы узнать, а хочет ли он, например, творить в стихотворном жанре. Для него поэзия - это взаимодействие с поисковиком на пятерку. Он не ищет свой уникальный способ творческого самовыражения, т.к. положено выразиться в стихах за оценку. Много ли вы знаете родителей, которые перестают водить детей в кружок, как только ребенок сказал "я больше не хочу". Как это не было бы странно, но в советский период нашего детства мы имели даже больше свободы сами найти свой интерес. Мы могли прийти в Дом пионера и попробовать сегодня поиграть на горне, а завтра мастерить кораблики. Мы могли вообще туда не прийти.

У сегодняшних детей забирают такую свободу. Мы учились читать до школы, потому что хотели делать это сами, не зависимо от времени и желания родителей. Мы учились считать до школы, когда хотелось понять, почему бабушка дает в магазине одну купюру, а ей возвращают несколько. Немногие шли в первый класс, читая с выражением, зная таблицу умножения, складывая и вычитая столбик. Но в третьем классе мы все и читали, и писали, и считали на необходимом уровне.

У сегодняшних детей нет такой свободы - свободы захотеть узнать. Сейчас сложно найти ребенка, швыряющего дома после школы портфель и несущегося на улицу. Сегодня большинство детей участвуют в соревновании, устраиваемом родителями, кто первый заговорит, кто первый затанцует, кто первый, кто больше, кто лучше. И соревнований становится больше, да и тренерский состав расширяется.

Родитель, не записывающий ребенка в класс с углубленными изучением чего-то, только потому что сам ребенок не хочет это чего-то изучать углубленно, сейчас выглядит "белой вороной". Родитель, отстаивающий право ребенка не посещать внеклассные занятия (они сейчас часто объявляются обязательными) не потому, что записал его на сотню других, а потому что хочет, чтобы ребенок их посещал лишь если сам захочет, остается в одиночестве. Родитель, не делающий за ребенка поделку, а дающий ему возможность сделать ее самому даже с риском, что тот получит двойку (остальным же делали взрослые), воспринимается незаботливым.

Карл Роджерс - основатель гуманистической психологии, классик с мировым именем, в одной из своих последних книг, написанной совместно с Дж. Фрейбергом, "Свобода учиться" сказал про детей:
Они любознательны, жаждут открытий, стремятся к знанию, желают решать проблемы. Печальная сторона обучения состоит в том, что наши дети, проведя несколько лет в школе, почти утрачивают изначальную внутреннюю мотивацию.
Совсем иначе выглядел бы и процесс, и результат обучения, если бы к детям бы предложили пригласить в класс поэта, художника, писателя. Если бы у детей была возможность просто пообщаться с людьми, выражающими себя рифмой, кистью, словом. Если бы у детей была бы возможность самим понять, хочется ли им написать стихотворение, рассказ или картину. Если бы детям доверили выбрать и тему, и способ творческого самовыражения. Если бы детям доверили самим выбрать те средства и ресурсы, которыми они воспользуются.

Не думаю, что можно сейчас найти восьмилетку, не знающего о существовании интернета и поисковиков. Но, думаю, был бы организован процесс обучения таким образом, те, кто воспользовался интернетом, не обязательно спросили бы у гугла рифму к слову "щенок". Кто-то нашел бы и прочитал стихи. Доверь учитель детям выбрать тему и способ, возможно, кто-то написал бы рассказ про любимого котенка, предварительно прочитав что-то у Бианки. А кто-то вылепил семью лисиц из полимерной глины и рассказал бы одноклассникам о скульпторах-анималистах. Только тогда это был бы творческий проект. Проект, который был бы не только осмысленным, не только позволил бы открыть каждому ребенку что-то свое, не только научил бы искать и сочетать разные идеи и факты, но и стал бы исключительным опытом, который сохранился бы у каждого на всю жизнь. Опытом творчества.

Но сейчас как-то так случилось, что понятие "творческое развитие" оказалось подменено понятием "всестороннее развитие". Мы воспринимаем это как синонимы. И чем сильнее хотим развития для наших детей, тем более насыщенным становится их расписание, тем неистовее мы стремимся к присутствию в жизни детей этих "всех сторон". Бизнес-тренеры, обучающие компании тайм-менеджменту, далеко не там берут примеры. Тайм-менеджменту могут обучать родители, которые умеют втиснуть в двадцать четыре часа своего малыша, помимо школы, внеклассных занятий и уроков, иностранные языки, танцы, рисование и музыку.

Потрясающе быстро идея "всестороннего" проросла в идею "раннего". За какие-то двадцать лет мы убедили себя, что чем раньше это "всестороннее" начинается, тем более "развитыми" мы оказываемся. Даниил Борисович Эльконин - советский психолог, посвятивший свою научную деятельность изучению процесса развития, широко известный по системе обучения Эльконина-Давыдова, выявил периоды развития и то, что на них происходит, что характерно на каждом из них.

Эльконин ввел понятие "ведущая деятельность", та самая деятельность, которая и обеспечивает развитие в разном возрасте. И для всех возрастных периодов такая деятельность различна. Как бы нам не хотелось, чтобы едва у младенца появилась осмысленность во взгляде, он начал говорить сразу на нескольких языках. Как сильно мы бы не были озадачены, какими иностранными языками должна владеть няня. С рождения и до года ведущей деятельностью малыша является общение со взрослыми. Именно близкое эмоциональное общение, близость в первую очередь с матерью, является развивающим для малыша.

В возрасте до трех лет ведущей становится предметная деятельность. Ребенок открывает для себя мир предметов. Он учиться взаимодействовать с предметами, трогать, кусать, ломать, бросать их. С точки зрения нейропсихологии это в том числе период бурного развития сенсомоторных функций. В группе раннего развития, где родители с восторгом наблюдают, как их чадо вместо того, чтобы ломать кубики и бросаться ими, воспроизводит счет или складывает слово "мама", у малыша иногда отбирается то главное, что обеспечит его дальнейшее развитие. Родители, порой сами того не желая, начинают соревноваться, чей малыш умнее и образованнее уже в этом возрасте. Вместо того, чтобы познавать мир, развивая и учась использовать те ресурсы, которые у него есть, ребенок порой вовлекается в то, до чего он буквально не дорос.

До семи лет ведущей деятельностью является ролевая игра. Дети учатся взаимодействовать, договариваться, сотрудничать. Дети учатся находить возможность рассказать сверстникам, что они хотят делать, слушать другого и организовываться так, чтобы что-то делать вместе. Вместо этого многие дети сейчас сидят за партой с четырех лет, танцуют и рисуют не тогда, когда им захотелось, а когда их отвели на занятия. Беспокоящийся о развитии ребенка родитель будет спрашивать у педагога, как тот вел себя на уроке, и по дороге домой повторять с ребенком пройденный материал.

После семи лет ведущей деятельностью становится учение. Главное, чему ребенок должен научиться в этот период - это научиться учиться. Кто-то может соглашаться или нет с идеями Карла Роджерса, кому-то будут ближе аксиомы Фрейда. Но мало кто может обвинить советскую психологию в недостаточной эмпирической обоснованности. Эльконин, а вместе с ним его ученик Василий Васильевич Давыдов провели ряд экспериментальных исследований, на основании которых выявили условия развивающего обучения. В их системе больше значение уделяется развитию логики научного познания. Учитель обращается к детям не с готовыми знаниями, которые необходимо запомнить и воспроизвести, но с вопросом. В такой системе обучения нет места "найди рифму в интернете для стишка про щенка".

Познание и знание принципиально разные понятия. Знание предполагает статичность, знание предполагает сохранение в памяти и воспроизведение набора фактов. Познание - это процесс. Познание - это способность заинтересоваться, проявить любопытство, найти способ и возможность узнать. Факты могут меняться, устаревать, становиться неактуальными, знание может стать абсолютно ненужным, бессмысленным, а иногда и оказаться ложным. Познание вечно. Тот, кто научился познавать, будет ставить вопрос и находить ответ. Он не окажется пленником каких-то статичных фактов. Он сможет услышать свой интерес, свое любопытство. Он сможет сам поставить перед собой вопрос и найти на него ответ.

В жизни сегодняшних детей не остается места познанию. Они настолько нагружены получением знаний, что у них просто нет времени на творческий поиск. Им некогда задуматься о том, что им интересно и узнать об этом тем способом, который доступен им сейчас. Им не доверяют то самое важное - слышать себя и искать свое. Им не доверяют пробовать, бросать, поняв, что это не мое, ошибаться и искать дальше. Есть дети, кому повезло учиться в тех немногих учебных заведениях, где применяется система Эльконина-Давыдова. Но какого же было мое удивление слышать от их родителей недовольство тем, что детей учат "как-то не так" и рассказы о том, как "это не так" родители компенсируют дома с детьми заучиванием. Они находят детям репетиторов и так же неистово лепят поделки не вместе с детьми, а за них. Для этих родителей также мерилом остается количество английских слов и то, что поделка должна быть лучшей в классе. А то, что ребенок оказывается способным объяснить то, что он хочет, не смотря на существующий словарный запас порой лучше их, или сам придумал, что, как и из чего он будет мастерить, сам нашел средства и сам смастерил, за оценкой знаний теряет ценность.

Как различны понятия "познание" и "знание", так же различны и понятия "ценностый процесс" и "процесс оценивания". Карл Роджер в ряде своих трудов описывает разницу между двумя понятиями. Вот как он и Дж. Фрейберг описывают подход к ценностям:
Другой аспект младенческого подхода к ценностям состоит в том, что источник (локус) ценностного процесса определенно располагается в нем самом. В отличие от многих из нас он знает, что ему нравится, а что не нравится, и исходная точка этих ценностных выборов находится непосредственно в нем. Он — центр ценностного процесса; основания для выбора ему предоставляют его собственные органы чувств. В этом смысле он не испытывает влияния ни со стороны родителей, имеющих свои представления о том, что ему следовало бы предпочесть, ни со стороны церкви, ни со стороны лучшего эксперта в данной области или рекламной фирмы. Его организм, опираясь на собственный опыт, говорит без слов: «Это хорошо для меня», «Это плохо для меня», «Это мне нравится», «Это мне явно не нравится». Если бы младенец каким-то образом узнал про нашу озабоченность проблемой ценностей, он бы рассмеялся. Как это кто-то не может понять, что ему нравится, а что не нравится, что хорошо для него, а что нет, что важно, а что не имеет значения?!
В погоне за ранним развитием мы лишаем детей не только беззаботности детской поры. Отправляя их учиться, когда им хочется играть и получать первый опыт совместной организации чего-то, организуя им общение со сверстниками, когда им хочется ломать игрушки и узнавать, что если их сломать, они теряют свою форму или перестают работать, выбирая для них "всестороннюю" загрузку кружками, секциями и репетиторами, мы навсегда лишаем их свободы искать и выбирать. Мы отбираем у них свободу слышать себя, свои желания, размышлять над ними и искать. Мы учим их не доверять себе и своим желаниям, желая за них. Мы пронизываем каждый их день посланием, что всегда есть другие, кто знает за них, кто знает лучше них.

Мы подменяем "познать" на "знать", а "ценить" на "оценить". Мы не даем возможность прислушаться к себе и услышать, что, как, когда и о чем хочется сказать. Мы не даем искать свой уникальный способ выразить себя. Мы говорим, что сказать надо про "щенка", сказать в стихах с той рифмой, которую предложит гугл. Мы говорим, если ты скажешь про котенка и в прозе, это плохо - тебя оценят на двойку. Мы говорим, что если ты не танцуешь, ты хуже других и нужно срочно научиться, не важно, есть ли у тебя желание сейчас или нет - мы не спрашиваем. Мы так хотим всего самого лучшего для наших детей. Мы так одержимы идеей "потом мне сам спасибо скажешь". Мы так уверены, что мерилом успешной жизни является знать все и обо всем, уметь все делать лучше всех. Мы так неистовы в своем стремление дать нашим детям все и побыстрее, что, давая, забываем спросить - "а как тебе сейчас, малыш?".

Анкета автора
Все статьи автора
Все статьи по теме

Поделиться

Оставить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту

Предложить тему статьи


Предложить тему статьи
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту
Реестр специалистов
Регистрация специалистов
Блог

ТВ-канал
Место для вашей рекламы
http://cabinet.psyportal.ru